Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования (или территории природного окружения учреждения образования)
Цель: изучение биоразнообразии аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории школы; формирование бережного отношения к природе у учащихся, через выполнение задания по программе «Зеленые школы».
Задачи:
- ознакомиться с научно – популярной литературой и интернет – источниками, соответствующими теме работы;
- ознакомить учащихся с методиками определения растений и отработать практический навык;
- выявить видовой состав древесно-кустарниковых растений на пришкольной территории;
- создать информационные и печатные материалы:
- картосхема с обозначением мест произрастания аборигенных древесно-кустарниковых растений;
- информационные блоки (место расположения - на стене около кабинета биологии), посвящённые древесным и кустарниковым растениям, произрастающим на территории школы (с ботаническим описанием и познавательной информацией)
Общее количество участников: 212 человек.
Cроки выполнения задания: сентябрь 2022 года - май 2023 года.
Планирование и выполнение задания
Информационный блок "Берёза"
Информационный блок "Сирень"
Информационный блок "Инвазивные чужеродные растения"
Праздничный информационный блок "Ель обыкновенная"
Приложение к картосхеме:
Аборигенные древесные растения,
произрастающие на территории
ГУО «Средняя школа №3 г. Берёзы»
|
Название растения
|
Внешний вид растения
|
Количество
экземпляров
|
Берёза бородавчатая
или
Берёза повислая
Bеtula
pendula
№ 1
|
|
38 шт.
|
Липа сердцевидная,
или
Липа сердцелистная,
или
Липа мелколистная
Tília cordata
№2
|
|
13 шт.
|
Дуб
Черешчатый,
или
Дуб
летний,
или
Дуб обыкновенный,
или
Дуб английский
Quеrcus rоbur
№3
|
|
4 шт.
|
Рябина обыкновенная
Sorbus aucuparia
№4
|
|
6 шт.
|
Каштан
конский
обыкновенный
Aesculus
hippocastanum
№5
|
|
12 шт.
|
Клён остролистный,
или
Клён платановидный, или
Клён платанолистный
Acer platanoides
№6
|
|
5 шт.
|
Яблоня
домашняя
Malus domestica
№7
|
|
20 шт.
|
Груша обыкновенная
Pуrus communis
№8
|
|
1 шт.
|
Слива
домашняя
Prunus domestica
№9
|
|
1 шт.
|
Вишня
обыкновенная
или
Вишня
кислая
Prunus cerasus
№10
|
|
9 шт.
|
Осина обыкновенная,
или
Осина
евро-сибирская,
или
Тополь
дрожащий
Pоpulus trеmula
№11
|
|
1 шт.
|
Ясень
обыкновенный
или
Ясень
Высокий
Frаxinus excеlsior
№12
|
|
2 шт.
|
Ель
обыкновенная
или
Ель
европейская
Pícea ábies
№13
|
|
5 шт.
|
Интродуцированные деревья и кустарники,
произрастающие на территории
ГУО «Средняя школа №3 г. Берёзы»
|
Туя западная,
или
Жизненное дерево,
или
Негниючка
Thuja occidentalis
|
|
Дуб
красный,
или
Дуб канадский,
или
Дуб остролистный,
или
Дуб
северный
Quercus rubra
|
|
Сумах
или
уксусное дерево
Rhus typhina
|
|
Спирея
белая
Spiraea alba
|
|
Спирея
японская
Spiraea japonica
|
|
Самшит вечнозелёный
Buxus sempervírens
|
|
Форзиция европейская,
или
Форсайтия,
или
Форсиция
Forsythia
europaea
|
|
Чубушник обыкновенный
или
Чубушник
венечный
Philadelphus coronarius
|
|
Сирень обыкновенная
Syringa vulgaris
|
|
Айва
японская
или
Хеномелес японский
Chaenomеles japоnica
|
|
Гортензия крупнолистная
или
Гидрангия крупнолистная
Hydrаngea macrophуlla
|
|
Барбарис Тунберга
Berberis thunbergii
|
|
Информация для размышления
Флора многих городов состоит из видов растений, завезенных из других мест. Такие растения называют интродуцентами. Целенаправленная работа по введению в культуру новых видов, форм и сортов за пределами естественных ареалов или продвижению в новые районы носит название интродукции.
Интродукция растений – процесс очень древний, этот процесс – ровесник земледелия. Практически все культурные растения – результат тысячелетней интродукции.
Особый размах интродукция приобрела в последние годы в связи с резким увеличением в городах и пригородах индивидуального строительства, а так же сказываются изменения в характере природно-климатических условий. Каждому хочется украсить свое жилище красиво, да и климат в Беларуси становиться теплее, поэтому многие иноземные растения у нас хорошо приживаются.
Люди высаживают новые растения и не задумываются над тем, к каким результатам приведет такое вмешательство человека в природу. Прежде чем завести у себя на участке или пришкольной территории новый вид растений, следует побольше узнать о нем. Несмотря на внешнюю привлекательность и безобидность, новичок может оказаться злостным завоевателем, захватывающим новые территории в одно мгновение. Если не контролировать распространение таких чужеродных растений, в разы возрастает угроза исчезновения местных видов, в том числе редких представителей флоры.
Итак, одичавшие виды, внедрившиеся в аборигенные сообщества: плохо это или хорошо? Однозначно ответить на этот вопрос сложно.
С одной стороны, внедряясь в аборигенные сообщества, пришельцы иногда вытесняют местные виды и становятся злостными сорняками. С другой стороны, столь явное негативное воздействие чужаков проявляется лишь в нарушенных или обедненных сообществах. Если фитоценоз отличается видовым богатством, то интродуцированным видам труднее внедриться в них. Экономическая же польза многих инорайонных растений очевидна: они издавна и успешно используются в качестве пищевых и декоративных растений, а еще большее их количество имеет для этого весьма неплохие перспективы.