Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Биоразнообразие

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования (или территории природного окружения учреждения образования)

Цель: изучение биоразнообразии аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории школы; формирование бережного отношения к природе у учащихся, через выполнение задания по программе «Зеленые школы».

 Задачи:

- ознакомиться с научно – популярной литературой и интернет – источниками, соответствующими теме работы;

- ознакомить учащихся с методиками определения растений и отработать практический навык;

- выявить видовой состав древесно-кустарниковых растений на пришкольной территории;

- создать информационные и печатные материалы:

    • картосхема с обозначением мест произрастания аборигенных древесно-кустарниковых растений;
    • информационные блоки (место расположения - на стене около кабинета биологии), посвящённые древесным и кустарниковым растениям, произрастающим на территории школы (с ботаническим описанием и познавательной информацией)

Общее количество участников: 212 человек.

Cроки выполнения задания: сентябрь 2022 года - май 2023 года.

Планирование и выполнение задания

Информационный блок "Берёза"

Информационный блок "Сирень"

Информационный блок "Инвазивные чужеродные растения"

Праздничный информационный блок "Ель обыкновенная"

 Приложение к картосхеме:

Аборигенные древесные растения,

произрастающие на территории

ГУО «Средняя школа №3 г. Берёзы»

Название растения

 

Внешний вид растения

 

Количество

экземпляров

Берёза бородавчатая

или

Берёза повислая

 

Bеtula

pendula

 

№ 1

 

 

38 шт.

Липа сердцевидная,

или

Липа сердцелистная,

или

Липа мелколистная

 Tília cordata

 

№2

 


 

 

 

13 шт.

Дуб

Черешчатый,

или 

Дуб

летний,

 или 

Дуб обыкновенный,

или 

Дуб английский 

Quеrcus rоbur

№3

 

 

 

 

  

4 шт.

Рябина обыкновенная

 

Sorbus aucuparia

 

№4

 

 

  

6 шт.

Каштан

конский

обыкновенный

 

Aesculus

hippocastanum

 

№5

 

 

 

 

12 шт.

Клён остролистный,

или 

Клён платановидный, или 

Клён платанолистный 

 

Acer platanoides

 

№6

 

5 шт.

Яблоня

домашняя

 

Malus domestica

 

 

№7

 

20 шт.

Груша обыкновенная

 

Pуrus communis

 

№8

 

 

1 шт.

Слива

домашняя

 

Prunus domestica

 

№9

 

1 шт.

Вишня

обыкновенная

или

Вишня

кислая

 

Prunus cerasus

 

№10

 

 

 9 шт.

Осина обыкновенная,

или

Осина

евро-сибирская,

или

Тополь

дрожащий

 

Pоpulus trеmula

 

№11

 

1 шт.

Ясень

обыкновенный

или

Ясень

Высокий

 

Frаxinus excеlsior

 

№12

 

 

 

2 шт.

Ель

обыкновенная

или

Ель

европейская

 

Pícea ábies

 

№13

 

 

5 шт.

Интродуцированные деревья и кустарники,

произрастающие на территории

ГУО «Средняя школа №3 г. Берёзы»

Туя западная,

или

Жизненное дерево,

или

Негниючка

Thuja occidentalis

 

Дуб

красный,

или

Дуб канадский,

или

Дуб остролистный,

или

Дуб

северный 

 Quercus rubra

Сумах

или

уксусное дерево 

Rhus typhina

 

Спирея

белая

Spiraea alba

Спирея

японская

Spiraea japonica

 

Самшит вечнозелёный

Buxus sempervírens

Форзиция европейская,

или

Форсайтия,

или

Форсиция

Forsythia

europaea

 

Чубушник обыкновенный

или

Чубушник

венечный

Philadelphus coronarius

Сирень обыкновенная

 

Syringa vulgaris

 

Айва

японская

или

Хеномелес японский

 Chaenomеles japоnica

Гортензия крупнолистная

или

Гидрангия крупнолистная

Hydrаngea macrophуlla

 

Барбарис Тунберга

 

Berberis thunbergii

Информация для размышления

Флора многих городов состоит из видов растений, завезенных из других мест.  Такие растения  называют интродуцентами. Целенаправленная работа по введению в культуру новых видов, форм и сортов за пределами естественных ареалов или продвижению в новые районы носит название интродукции.

Интродукция растений – процесс очень древний, этот процесс –  ровесник земледелия. Практически все культурные растения – результат тысячелетней интродукции.

Особый размах интродукция приобрела в последние годы в связи с резким увеличением в городах и пригородах индивидуального строительства, а так же сказываются изменения в характере природно-климатических условий. Каждому хочется украсить свое жилище красиво, да и климат в Беларуси становиться теплее, поэтому многие иноземные растения у нас хорошо приживаются.

Люди  высаживают  новые растения и не задумываются над тем, к каким результатам приведет такое вмешательство человека в природу. Прежде чем завести у себя на участке или пришкольной территории новый вид растений, следует побольше узнать о нем. Несмотря на внешнюю привлекательность и безобидность, новичок может оказаться злостным завоевателем, захватывающим новые территории в одно мгновение. Если не контролировать распространение таких чужеродных растений, в разы возрастает угроза исчезновения местных видов, в том числе редких представителей флоры.

Итак, одичавшие виды, внедрившиеся в аборигенные сообщества: плохо это или хорошо? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. 

С одной стороны, внедряясь в аборигенные сообщества,  пришельцы иногда вытесняют местные виды и становятся злостными сорняками. С другой стороны, столь явное негативное воздействие чужаков проявляется лишь в нарушенных или обедненных сообществах. Если фитоценоз отличается видовым богатством, то интродуцированным видам труднее внедриться в них. Экономическая же польза многих инорайонных растений очевидна: они издавна и успешно используются в качестве пищевых и декоративных растений, а еще большее их количество имеет для этого весьма неплохие перспективы.

Фотоматериалы

Реализация проекта «Зелёные школы». Направление «Биоразнообразие»

раскрыть » / « свернуть