Условия образовательной среды, которые влияют на результаты обучения и во многом зависят от родителей.
1. Стимулирующая образовательная среда дома.
2. Эмоциональная поддержка ребенка в семье.
3. Воспитание у ребенка установки на саморазвитие.
4. Приобщение ребенка к опыту решения практических бытовых задач.
1) Рекомендуем родителям обеспечить ребенку постоянное рабочее место для учебной деятельности и создать в домашних условиях такую среду, которая активизирует познавательный интерес ребенка к различным областям знания и побуждает его к чтению и познанию нового (интересные художественные и познавательные книги, энциклопедии, учебные видеофильмы и диафильмы, головоломки и настольные обучающие игры и др.).
Следует обратить внимание на тот факт, что для обеспечения высокого результата обучения важен не столько приобретенный для ребенка компьютер, сколько доступ к обучающему программному обеспечению (развивающие образовательные платформы, компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы по разным предметным областям …).
2) Рекомендуем родителям проявлять искренний интерес к достижениям и учебе ребенка, любым результатам его умственного труда и возникающим проблемам и давать ребенку совет в сложных ситуациях, в то же время предоставляя ему возможность решать самому и прогнозировать последствия своих решений.
Большое значение здесь имеет умение родителя обеспечить содержательный отклик на выполненные ребенком домашние задания и другие виды деятельности («Ты смог сформулировать точный вопрос», «Мне понравилась твоя метафора в сочинении» и т.п.) – ребенок вправе ожидать качественную оценку продуктов его учебной и творческой деятельности.
Даже в том случае, если ребенок хорошо учится и постоянно демонстрирует высокие результаты обучения, это не означает, что ему не нужна родительская поддержка. Талантливые учащиеся имеют больший риск, чем «средние» и «слабоуспевающие», оказаться в социальной изоляции и стать изгоем. Поэтому таким детям особенно остро нужна родительская поддержка, помощь и совет в установлении межличностных отношений со сверстниками. Другая опасность такой ситуации состоит в том, что в своем стремлении сохранить свой статус в нездоровом ученическом коллективе талантливый и мотивированный к учебной деятельности ученик будет игнорировать возможности образования и нарочно учиться хуже своих возможностей.
3) Родителям важно убеждать ребенка, что ум и талант не являются чем-то неизменным и зависят от отношения к учебе и затраченных усилий, а основной смысл учебной деятельности состоит не только в формировании багажа знаний, но, прежде всего, в развитии основных качеств ума и воли, составляющих основу трудоспособности человека в будущем.
Рекомендуем родителям организовывать с ребенком беседы на тему его развития, стимулировать ребенка к самоанализу результатов своей учебной деятельности за продолжительный период («Чему ты научился за четверть, за учебный год?», «Что у тебя стало получаться лучше?», «В какой области у тебя произошел самый большой прогресс, почему он произошел?» и т.п.).
Рекомендуем хвалить ребенка за любое проявление сосредоточенности и усердия, за найденный им новый подход или удачное самостоятельно принятое решение, новую образовательную стратегию или способ освоения учебного материала. Родителям также важно хвалить ребенка за каждое удачно завершенное им дело.
4) Рекомендуем родителям поручать ребенку несложные семейные дела, значимые для всей семьи, где требуется ответственность и необходимость планирования своих действий.
Каждый родитель может также поделиться со своим ребенком опытом решения практических задач в своей профессиональной сфере деятельности, требующих умений обобщать, перерабатывать информацию, планировать, принимать решения в ситуации выбора.
Приобщению ребенка к решению практических задач и применению академических знаний на практике также будет способствовать совместное обсуждение родителей и детей текстовой информации и ее критическое осмысление (в буклетах, каталогах, новостях, телепередачах, средствах массовой информации и т.д.), представленной в различных форматах (в том числе в виде схем, графиков, диаграмм).
Рекомендуем родителям стимулировать и поощрять участие детей в различных конкурсах исследовательских проектов и других образовательных мероприятиях, в которых требуется применять творческое мышление, объединять знания и умения, полученные из разных учебных предметов, находить новый способ решения определенной проблемы.раскрыть » / « свернуть