Этнографический музей «Спадчына» был создан на базе ГУО «Средняя школа №3 г.Березы» и начал свою работу с 1990 года.
Инициатором создания музея стал бывший директор государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Березы» Соколовский Николай Андреевич. Первым руководителем музея была учитель белорусского языка и литературы Мазюк Александра Васильевна. Большую роль в развитии музея сыграли учителя и ученики, которые внесли большой вклад по созданию экспозиции музея.
Открытию музея предшествовала большая поисковая работа. Было проведено огромная работа, в ходе которой осуществлялся сбор экспонатов и материалов для музея.
Этнографический музей «Спадчына» располагается в здании государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Березы» на третьем этаже в отдельном помещении площадью 28,4 м2. Для сохранения экспонатов в музее соблюдаются все необходимые условия светового и температурного режима.
В музее хранятся подлинные документы и экспонаты: предметы быта, орудия труда, народные музыкальные инструменты, фотографии, документы, монеты, материалы газет, альбомы и.д.. Здесь собран достаточно богатый и разнообразный этнографический материал, составляющий основной фонд музея. Создана постоянная экспозиция, которая представлена экспонатами и материалами белорусской народной культуры и крестьянского быта ХIХ – ХХ вв..
Основные разделы экспозиции:
- Ткачество.
- Национальная одежда.
- Предметы быта.
- Орудие труда.
- Народные музыкальные инструменты.
- Нумизматика.
- Фотодокументы.
В музее хранится 178 единиц основного и 74 единицы научно- вспомогательного фонда. В период с 2018 по 2020 гг. поступило 33 новых экспонатов.
В музее имеется необходимая документация музея: книга учёта проведённых мероприятий, экскурсий, книга учёта посетителей музея, книга отзывов, инвентарная книга, книга учёта вспомогательного фонда.
В музее постоянно проводятся экскурсии, в том числе и виртуальные.
Используются разнообразные формы и методы, позволяющие включить музейный материал в учебный процесс. Наиболее распространёнными являются: экскурсии, уроки-экскурсии, музейно-педагогические занятия, мастер-классы, видео-занятия, использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроках, работа на базе музея кружков, проведение семинаров.
Деятельность музея осуществляется по следующим направлениям:
- организационно-методическая;
- экскурсионная;
- информационно-познавательная;
- поисковая и др..
Наиболее распространенной для музея формой просветительской работы является музейная экскурсия, т. е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы. Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Для оптимизации работы музея составлен график посещения, который размещен и на сайте школы.