План
- Что такое заикание и как оно проявляется.
- Причины заикания.
- С чего начать устранение заикания.
- Основные методы устранения заикания.
- Поведение родителей с заикающимся ребенком.
- Что должны помнить родители.
I. Что такое заикание и как оно проявляется
Заикание - это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы. Оно имеет относительно широкую распространенность и трудность в излечение.
Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т.е. когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков. Слогов и даже слов. Это возникает вследствие судорог мышц речевого аппарата. Судорожность тесно связана с психофизическим состоянием заикающегося ребенка: страхом, робостью, Чувством стыда за свою речь, покраснением лица, повышенной потливостью.
Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда проявляется совместно с другими нервно-психическими расстройствами. Это обязательно знать родителям, которые должны проконсультировать ребенка у детского психиатра или невропатолога.
Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет, когда личность еще не сформировалась. В некоторых случаях заикание может начаться и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребенка, предъявляются новые, повышенные требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.
Уже в детском возрасте у заикающихся детей проявляются сопутствующие движения. В этих движения могут участвовать самые различные группы мышц лица, шеи, туловища и конечностей. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами. Некоторые дети проделывают сложные движения: подергиваются, кивают или вертят головой, двигают туловищем в разные стороны, сжимают пальцы, топают ногами. Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, мечутся. Заикание проявляется значительно сильнее во время разговорной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого они боятся или уважают, например - учителей. Заикание резче проявляется после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.
Кроме физических признаков заикания существуют психические, которые превращают заикание в тяжелое мучительное страдание. Особенно типичным признаком заикания является боязнь речи, страх перед определенными звуками или словами. Под влиянием страха больной эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания. Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжелые и всегда новые психические травмы. Каждый заикающийся чувствует свою неполноценность, и это иногда приводит к полному обесцениванию личности.
II. Причины заикания
Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания, разнообразны.
Одним из таких факторов является испуг, который может быть выражен в страхе. Такой ребенок говорит с судорожными повторениями звуков и слов. При испуге может наблюдаться и длительное молчание ребенка как реакция на свое состояние. Если родители неправильно ведут себя по отношению к ребенку: частые наказания угрозы, окрики, приказания и т.д., то у него они тоже могут спровоцировать судорожные явления в области речи.
Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина) могут спровоцировать заикание. Заикание может также возникнуть в результате травмы головы.
Заикание может возникнуть и при общем недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса и нарушением грамматического строя. Заикание может возникнуть и при чрезмерной речевой нагрузке, когда родители много читают ребенку, разучивают с ним рассказы, сказки, которые для него имеют возрастную сложность. Речевой аппарат у него еще слаб и легко травмируем.
О наследственности как предрасполагающем факторе в развитии заикания имеются самые противоречивые представления. Если родители заикаются, ребенок не обязательно будет страдать тем же недугом, но к этому он уже предрасположен.
Следует также отметить незначительную роль подражания в развитии заикания.
Длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением центральной нервной системы, постоянные семейные скандалы, неправильное отношение к ребенку в семье, конфликты в детском коллективе, могут явиться результатом заикания.
Нарушение звукопроизношения может также сыграть роль в возникновении заикания. Ребенок начинает осознавать свое неумение произносить правильно те или иные звуки: у него возникает страх перед ними и он начинает «спотыкаться» в словах, где они имеются.
Причины возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Эмоциональными впечатлениями, полученными во время просмотра телевизионных передач, посещения театров, утренников, ребенок стремится поделиться с членами семьи. Его речь становится быстрой, захлебывающейся, он проглатывает звуки, слова, сбивается с ритма: возникают запинки. Они могут принять стойкий характер, если вовремя не принять соответствующие меры.
III. С чего начать устранение заикания
Прежде всего, родители должны проконсультировать своего ребенка у невропатолога и психиатра, которые определят природу заикания. Родителям следует неукоснительно выполнять все указания врачей, постоянно консультироваться у них. Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж и ЛФК.
А, что же могут предпринять сами родители?
Дыхание. Прежде него нужно начать работу по отработке правильного дыхания. Дыхание - это энергетическая основа нашей речи. У заикающихся детей наблюдаются судороги мышц дыхательного отдела речевого аппарата. Речь становится прерывистой из-за судорожного дыхания.
У заикающихся детей речевое дыхание как правило поверхностное, короткое. Ребенок должен научиться правильно дышать во время речи, экономить воздух в гот момент, когда он не произносит звуки; не делать вдох в середине слова. Ежедневно надо проводить 18-20 дыхательных упражнений 3-4 раза в день. Начинать следует с упражнения дыхание «собаки, которой жарко». Открыв рот и высунув вперед язык, быстрыми движениями делаем вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Следующее упражнение «хомячок» - делает то же самое, с той лишь разницей, что вдох и выдох идет только через нос, и при этом еще оскаливаем зубы. Затем следует работать над нижне-диафрагмальным дыханием: при одновременном вдохе синхронно вперед выпячиваем мышцы живота (надуваем живот). Вдох делаем через нос. При выдохе мышцы живота втягиваем в себя. Усиливаем выдох. Добиваемся короткого вдоха и длительного выдоха. Чтобы увеличить длительность выдоха, произносим на выдохе отдельные звуки «с», «з». «ш», «ж» (тянем их). Родители даже могут устроить соревнование, кто дольше протянет звук». Игровые моменты следует устраивать как можно чаще - это создает у ребенка эмоциональный настрой.
Голосообразование. При работе с голосом следует проводить следующие упражнения:
- После вдоха на плавном выдохе тянуть звук «м» (зубы не смыкать) Проделать 5-7 раз.
- После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные «а», «о», «у», «ы», «э», «и».
- После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть слоги «мА!, «мо», «му», «мы», «ме», «ми». По продолжительности звук «м» и последующая гласная звучат одинаково; «ммммаааа».
- После вдоха тянуть по две гласных: «аааооо», по три в разных сочетаниях «аааоооууу».
Кроме этого хорошо проводить вокальные упражнения: пение гласных в таком порядке - - «а», «э», «о», «и», «у». Затем к этим звукам добавляют согласные: «сссааа», «шшшааа». Далее следует проговаривать короткие слова, фразы, можно также напевать мелодии.
Такие упражнения способствуют тому, что речевой выдох у заикающихся детей становится более продолжительным и постепенно приближается к нормальному. Голос тоже становится более уверенным.
IV. Основные методы устранения заикания
Для того, чтобы уменьшить или устранить элементы заикания в речи, необходимо выполнять следующие речевые правила:
- Речь начинать только после вдоха. Вдох должен быть легким, бесшумным, коротким и одновременно глубоким.
- Необходимо научиться пользоваться замедленной речью одно из условий в работе с заикающимся ребенком. Заикающиеся дети стараются говорить быстро и громко и для них нормальная, чуть замедленная речь становится неприемлемой. Для того, чтобы замедлить речь, необходимо в каждом слове выделять ударную гласную букву, т.е. она произносится чуть громче и протяжнее, чем остальные. Для этого проводят логоритмические упражнения: координационные движения со словами. Маленькие дети в возрасте 3-4 лет могут отхлопывать ритм ладошками, т.е. на каждое слово хлопок. Ребята постарше могут отстукивать ритм кистью расслабленной руки, которая вместе с локтем лежит на столе. Удары производятся синхронно со словами. Это упражнение можно проводить и в маршировке: на каждый шаг произносить слово.
- Все слова в предложении произносить сметно, т.е. голос звучит постоянно, не прерываясь. Все слова в предложении звучат как одно слово, с выделением ударного гласного в каждом из них.
Все три перечисленных момента нужно как бы запрограммировать: выработать навыки, а затем эти навыки перевести в привычку. Поэтому родители деликатно должны напоминать об этих требованиях ребенку.
V. Поведение родителей с заикающимся ребенком
Родители в присутствии ребенка не должны показывать своего волнения, не должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов. Они не должны насмехаться над его речью, это все может обострить течение заикания.
Говорить с заикающимся ребенком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. При резко выраженном заикании создать такие условия. Чтобы ребенок на первых порах меньше разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к своему ребенку должно быть ровным, спокойным.
Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребенка. Сон должен продолжаться не мене 10-11 часов для дошкольника. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных взрослых передач. Родители не должны заставлять ребенка одновременно заниматься танцами, спортом. Музыкой, изучением иностранного языка. Такая непосильная перегрузка может стать одной из причин возникновения заикания.
Родители не должны создавать напряженную обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье. Ведь ребенок чутко реагирует на это: он нервничает, часто плачет.
Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически. Родители должны относиться к нему как к нормальному, здоровому ребенку.
При работе с заикающимся ребенком от родителей требуется большая выдержка, терпение и расположение ребенка к своим требованиям, которые умело предъявляются ему.
VI. Что должны помнить родители
Личный пример родителей играет большую роль в воспитании ребенка и в формировании его характера. Детям свойственна подражательность поступкам взрослых, необходимо с раннего детства личным примером приучать ребенка к правильному поведению и правильной речи.
Родители должны выработать у ребенка правильное отношение к своему дефекту. Надо сразу же активизировать внимание ребенка на правильную спокойную речь. Родители не должны требовать от ребенка правильной речи различными угрозами, упреками.
Работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Родители не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребенка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.
Речевая работа требует от ребенка и родителей терпения и усилий, чтобы добиться хороших конечных результатов.
В работе по устранению заикания между родителями и заикающимся ребенком должен быть налажен тесный контакт, который поможет преодолеть заикание.
Успехов вам в работе!
Список используемой литературы
Поварова И.Л, «Коррекция заикания в играх и тренингах». С-П, 2001 г.
Поварова И.А. «Практикум для заикающихся». С-П, 1999 г.
Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. «Как помочь заикающимся школьникам», М., 1995 г.
Цвынтарный В.В. «Радость правильно говорить». М., 2002 г.
раскрыть » / « свернуть