Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

13.02.2023

Брак. Подготовка молодёжи к семейной жизни

9 января 2023 года состоялась очередная встреча наших учащихся с о. Георгием Шевцовым

Благочинный церквей Березовского округа протоиерей Георгий Шевцов в рамках Плана взаимодействия Петропавловского прихода и СШ № 3 г. Березы в вопросах воспитания детей и подростков провел беседу «Брак. Подготовка молодёжи к семейной жизни»с учащимися 10 «А», 10 «Б», 10 «В», 11 «А», 11 «Б» и 11 «В» классов. На встрече присутствовали классные руководители – Пунько О.В., Кожуховская Е.В., Пунько А.П., Иноземцева И.Ю., Архутич С.Е., Шостак Л.В., зам. директора по воспитательной работе Крагель Е.И.

Кому неизвестны звуки “Свадебного марша” Мендельсона? Счастливые лица, тосты “за молодых”, смех, веселье. Но это только видимая сторона жизни. Часто после пышной свадьбы начинается “горькая” жизнь.

Сегодня число разводов катастрофически увеличивается, растет количество оставленных в роддомах, интернатах детей. Почему?

Страшное поругание любви происходит сегодня в мире. Сброшены покровы с греха, и грех назвали “любовью”.

Разве не это проявление демонстрируют нам все без исключения телеканалы? На партнеров и партнерш делят они людей. И вот этот внешний по отношению к Церкви мир живет по своим законам, поклоняется своим богам, имеет своих проповедников.

“То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком: никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги – верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения – признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными”.

(Алексей Толстой. “Хождение по мукам”.)

Не правда ли, словно о нашем времени написаны эти слова. Да, таков мир без веры в Бога, без жизни по Его Заповедям, основанных на глубоко нравственных принципах.

Кто-нибудь может возразить: “Но ведь мы живем в этом мире и никуда не можем спрятаться от этого соседства. И телевизор, и компьютер, и мультимедиа доступны нашим детям. Как их уберечь от зла?”

Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей”, — предупреждает Апостол.

Но не любить мир – это не значит не любить тех, кто в нем живет. Только будущий век положит пропасть между чистым и нечистым, отделит сынов Света от детей Тьмы. А сейчас, пока не произнесено еще судное слово, немало людей, познавших суету и пустоту внешней жизни, приходят в Церковь в поисках истинной любви, поисках спасения.

“И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… Создал Господь Бог... жену, и привел ее к человеку… Потому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и будут (двое) одна плоть. И благословил Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…”

Так повествует Священное Писание об установлении на земле брака и освящении первой семьи. И по сей день почти у всех народов существуют брачные торжества с ритуальными действиями, т.е. брак освящается.

Согласно учению Православной Церкви, брак есть установленное Богом Таинство, которое освящает семейные отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на молодых обязанность заботиться друг о друге, воспитывать в вере и христианской нравственности детей.

19 веков христианский мир верил в брак, как в Таинство, признавал его силу, и как мало было между супругами разводов! А о так называемом “гражданском браке” и помину не было!

Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества.

Настали времена гонения на Церковь, и в советское время повсюду брак церковный был вытеснен гражданским. Да! Безбожное общество сформировало и соответственно безбожное отношение к браку. Каков же результат?

А результат оказался плачевным! На наших глазах муж оставляет жену, жена бежит от мужа, — и это стало столь обыденным делом, что уже и удивления не вызывает ни у кого.

“Свободная любовь!” Что значит “свободная”? Свободная от всякой морали. Развращенный Запад соблазняет: развод нужно считать не только допустимым, но и полезным. “Неплохо бы раз в 7 лет менять прическу и мужа, — советуют американские психологи своим клиентам, — это внесет новые ощущения в вашу жизнь”.

Да, людям, погрязшим в мирских увеселениях, понятна лишь страсть, увлечение и чувственная любовь. Но ведь их минуты коротки и мимолетны. И вот гражданский союз, лишенный главной укрепляющей силы, не осененный Божией благодатью, распадается.

Трудно самим без этого устоять в союзе крепком и спасительном. Нити рвутся – благодать же непреодолима. А потому желающим вступить в брак обязательно важно приготовиться к Таинству Венчания – исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн и потом уже венчаться.

“Совет да любовь” – это то, что соединяет три лица Пресвятой Троицы в единое целое. Потому только в благословленном Церковью, венчанном браке возможно осуществление в жизни этой формулы: совет да любовь.

Конечно же, не без нашего участия. если от нас будет исходить совет, т.е. единогласие, уступчивость, мир, — то от Господа – Любовь.

Во время венчания на вступающих в брак возлагают венцы. Это и символ славы честного супружеского союза, и символ мученичества. Да, брак – это своего рода добровольное мученичество.

Апостол Павел предупреждает желающих вступить в брак: “Таковые будут иметь скорбь по плоти; а мне вас жаль”. Что же это за скорби “по плоти”?

Любая обязанность, как бы приятна она ни была, неизбежно когда-нибудь да расходится с нашими желаниями. И происходит это от нашего с вами несовершенства. Любимое дитя может раздражать усталого отца, непонятливость жены может угнетать мужа, временное невнимание мужа печалит жену и т.д. Да, все мы люди несовершенны. А терпеть надо. Это обязанность. Мы пред Богом в честном браке состоим. Как нарушить его? Вот это и есть “скорби по плоти”.

В древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князь и княгиня. Почему? Потому что в древнем обществе пока человек не был женат или замужем, он был во всем подвластен старшему в доме – отцу ли, деду ли. И только когда женился, становился хозяином своей жизни.

В тот день, когда совершается венчание, происходит в полном смысле венчание “на Царство”. Но есть и другое значение в этих венцах, которые держат над головами молодых. Как бы они друг друга ни любили, они живут в семье, полной проблем, задач, трудностей, иногда опасностей и горя. И вот есть слово в Священном Писании:“Претерпевший до конца спасется” (Мф.24-13).

Жизнь требует от нас стойкости, терпения; осуществление единства, своего свободного царственного стояния в обществе – все это требует мужества. Мы молимся о том, чтобы жених и невеста венчались в вечности венцами мученичества. Мы понимаем мученичество, как страдание, но слово мученичество (с греческого “мартирион”) в первую очередь означает не страдание, а свидетельство.Мученик – это тот, кто свидетельствует о какой-то ценности, в данном случае – о любви, о правде, об истине, о красоте.

Сегодня все больше молодежь наша, растлевая СМИ, задумывается о душе. На первое место встает плоть. Соблазнительная литература, спектакли, телевидение с обнаженными грудами тел— все это мешает бороться с плотью. Но стремление сердца все же не заглушить. Оно просит любви. А потому часто первый случайный объект и вызывает т.н. чувство “любви”, то, что за нее принимают.

И это бывает слепая любовь, потому что затуманенный страстью взгляд не видит уже ясно, не разбирает сущности того, кого выбирает. Таких случаев много описано в литературе.

Один из ярких примеров – любовь Наташи Ростовой в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого к пустому красавцу Анатолю. Совершенно очевидно, насколько несчастлива была бы Наташа, если бы состоялся ее брак с Анатолем. Толстой здесь нарисовал типичную картину, очевидно, много раз повторявшуюся в жизни перед его глазами.

Отсюда понятно, почему старец Илларион Оптинский не одобрял браков по страсти. Как он говорил, “когда страсти утихнут – любовь может исчезнуть”.

И вот тогда неизбежно наступает период, который называют “разочарованием”. Один из супругов начинает тяготиться тогда супружеской жизнью, и подчас она становится для него просто невыносимой.

Если при этом человек не сможет жертвовать собой как христианин, то следует развод – полное разрушение семьи. Страдания неизбежны, так же, как несчастье детей, теряющих при этом чаще отца.

Для молодой жизни нет более ответственного решения, как выбор себе супруга и спутника всей жизни. И в этом важнейшем вопросе считается невозможным предоставлять решение одной неокрепшей духовно душе сее отсутствием знания и опыта.

Поэтому, не может быть сомнений, что счастье брака будет более обеспечено лишь при наличии одобрения его старцем, его благословения, благословения духовным отцом или благочестиво настроенными родителями.

Вcем известен Сократ – мудрейший из язычников. Можно думать, что мудрец сумел мудро устроить свою жизнь, во всяком случае, мудро сделать важнейший в жизни выбор – выбор себе супруги. И что же? Жена Сократа, Ксантиппа, явила собой классический образец злой, сварливой, своенравной жены, которая буквально отравляла жизнь Сократа.

Здесь оказалась слабость земной мудрости, которая красива в теории и жалка на практике.

Пусть же опыт Сократа и зловещее имя Ксантиппы послужат предостережением для часто легкомысленной, самонадеянной, самовольной юности, выбирающей себе спутника жизни.

Ведь не зря существует пословица “Истинные браки свершаются на Небесах”.

Законы духовной жизни вечны и неизменны. Здесь не может быть так называемых “прогресса” и“эволюции” – этой дурной бесконечности на том пути устроения мира, по которому хочет вести его сатана. Поэтому и установленные с первых веков христианства корни и обычаи взаимоотношений христианского общества в основе должны оставаться неизменными.

Как важно жениху и невесте верить в любовь, верить друг в друга с такой силой, с такой глубиной, чтобы свидетельствовать о любви, о единстве, о том, что все может победить настоящая любовь.

И мы просим помощи у Господа, благословившего брак в Святой Православной Церкви, укрепления в вере, жизни в целомудрии и верности.

Пунько О.В., педагог дополнительного образования