Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере воспитательной работы по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Профессиональный рост педагога
|
- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство;
- профессиональные и личностные достижения педагогов;
- участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив по волонтерской деятельности, а также по взаимодействию с детскими и молодежными объединениями.
Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории.
|
контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой); анкеты (самоанализ).
|
Уровень педагогической деятельности
|
положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий.
|
анкета по самоанализу; анализ результатов волонтерской деятельности, работы детских и молодежных объединений, интервью, инструментарий фокус-групп
|
Обобщение педагогического опыта
|
- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования);
система открытых мероприятий по теме опыта;
- публикации (как электронные, так и печатные);
- представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности;
- выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах.
|
анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп,
метод экспертных оценок
|
Авторские методические продукты
|
разработка и выпуск авторских продуктов:методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы.
|
анкеты,
метод экспертных оценок
|
Продуктивность образовательного процесса
|
- положительная динамика сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся повышения у учащихся интереса к учебе;
- динамика повышения качества знаний о нравственных ценностях, положительного развития мотивов, организаторских, реализующих, оценочных и рефлексивных умений учащихся.
|
анкеты, методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся
|
Удовлетворенность результатами инновационной деятельности
|
степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью
|
анкеты, интервью
|
Рефлексивная педагогическая компетентность
|
осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе нравственных ценностей;
отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности;
повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности
|
анкеты, интервью,
контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта
|
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности
|
- - определение нравственных ценностей как целей волонтерской деятельности;
- - создание системы взаимодействия, установление партнерских связей с детскими и молодежными объединениями;
- - благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.
|
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности
|
Качество управления инновационным процессом
|
- рациональное планирование инновационной деятельности;
мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности;
- наличие системы стимулирования педагогов.
|
анкеты, интервью,
наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок
|
Критерии и показатели компетентности руководителей учреждений образования в сфере формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Академические компетенции
|
- знание теоретико-методологических и концептуальных подходов по проблемеформирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;
- нормативная правовая база по вопросам молодежной политики, волонтерской деятельности, взаимодействия с детскими и молодежными объединениями;
- знание возрастных психологических особенностей учащихся;
- знание социокультурных факторов и условий формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;
- знание теоретических и методических основ волонтерской деятельности, детского и молодежного движения.
|
анкеты,
метод экспертных оценок
|
Управленческие
|
- способность к системному анализу деятельности по решению проблем формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;
- способность к подбору и мотивации персонала для работы по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся;
- владение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими поиск необходимой информации, эффективную коммуникацию с государственными учреждениями и общественными объединениями с целью решения проблем формирования нравственных ценностных ориентаций, организации волонтерской деятельности;
- содействие самоуправлению и соуправлению, способность к формированию корпоративной культуры учреждения образования.
|
анкеты,
бланки фокус-групп
|
Социально-личностные
|
- установка на признание ценности личности учащегося и реализация этого признания в деятельности;
- уважение ценностей, прав, интересов и потребностей учащихся;
- установка на нравственно-ориентированный, демократический стиль общения, отношений, взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей;
- установка на продвижение в учреждении образования ценностей диалога и сотрудничества педагогов, учащихся и родителей;
- учет возрастных психологических особенностей учащихся;
- установка на создание условий для формирования у учащихся нравственных ценностных ориентаций в процессе нравственно-ориентированного обучения, воспитания, волонтерской деятельности, а не навязывание их.
|
анкеты, интервью, метод экспертных оценок
|
Критерии и показатели сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Когнитивный
|
познавательный интерес,
знания, представления, понятия, идеи о нравственных ценностях
|
анкеты, наблюдения, методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся
|
Мотивационный
|
отношение к нравственным ценностям, мотивы саморазвития, самореализации, действия для «другого»
|
анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,
методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся
|
Действенно-практический
|
организаторские и реализующие умения по актуализации нравственных ценностей в деятельности и поведении
|
анкеты,
инструментарий для анализа результатов деятельности,
методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся
|
Рефлексивно-оценочный
|
способности, умения рефлексии и оценки деятельности и поведения на основе нравственных ценностей
|
анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,
методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся
|
Ожидаемые результаты:
При реализации данного инновационного проекта будет создана социально-воспитательная среда в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений, которая способствует формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся. Ожидается осуществление успешного процессаформирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений.
Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений.
Будет апробирована и внедрена система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – волонтеров, членов детских и молодежных объединений, которая будет обеспечивать формирование нравственных ценностных ориентаций посредством организации волонтерской деятельности.
Реализация инновационного проекта будет содействовать:
-практическому решению проблем формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;
-внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов в процессе нравственного воспитания учащихся, реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, взаимодействия с детскими и молодежными объединениями;
-воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности учащегося, в основу личностной позиции которой положены сформированные нравственные ценностные ориентации;
-повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды учреждений образования, направленной на формирование нравственно зрелой, разносторонне развитой, социально активной и творческой личности.